Создание Девастатора.

26 февраля 2015 в 10:52

Сделать приличный и недорогой ламповый преамп, что может быть проще? На словах оно конечно всё просто, взял и сделал, а вот на практике... На практике тоже большой сложности нет, просто нужен некоторый опыт. Самое сложное это подбор звука, собрав что-то по оригинальной схеме можно сильно удивиться тому, что оно не звучит как оригинал. На звук влияет абсолютно всё, качество компонентов, качество проводников, метод и качество монтажа, особенно влияют всякие паразитарные ёмкости, которые могут появиться при монтаже. Однако я сильно забежал вперёд, давайте рассмотрим весь процесс создания.



Начнём, пожалуй, со схемы. Свою схему пока мы сделать не можем, нет необходимых знаний и опыта, воспользуемся опытом других матёрых ребят. Тут надо заметить, что в использовании чужих схем нет ничего зазорного, многие известные производители так начинали. Человек существо социальное, какие знания мы получим от других людей, с теми и будем жить. Из этого следует, что обмен опытом — сильная сторона человечества, которую непременно нужно использовать.



И так... Приступим. Наберём и распечатаем множество различных схем, надо заметить, что лучше брать оригинальные схемы.


Распечатаем множество различных схем


Теперь мы должны купить макетную плату и все необходимые компоненты. Поиск компонентов задача нетривиальная и на это может уйти больше времени, чем на сборку макета. Сами компоненты для первых поделок можно брать самые простые, которые просто подходят по номиналам, чуть позже мы можем попробовать другие компоненты и выбрать какие звучат лучше.



Собираем наши макеты и внимательно слушаем.


Собираем наши макеты


Во время прослушивания макетов очень важно услышать потенциал. Макет обычно звучит как макет, наличие потенциала говорит нам, что его можно доработать и получить хороший звук. После прослушивания на макетах десяти различных схем, мой выбор пал на Bogner Sharp, даже на простых компонентах его потенциал явно проглядывал.





Обратите внимание, что для подключения к компьютеру я использовал самую плохую, во всех смыслах, звуковую карту. Казалось бы, зачем? Если наш аппарат будет звучать через самую дешёвую карту, с хорошей картой он будет звучать прилично лучше. Для проверки данного умозаключения лучше иметь под рукой несколько карт различного качества. Ах да... Совсем забыл сказать. Одна из задач, чтобы наш преамп прилично звучал через звуковую карту с использование импульсов на компьютере.



Направление выбрано, осталось начать движение. Начинаем прорабатывать наш макет, покупаем более приличные компоненты и конечно же пробуем разные лампы.


Конечно же пробуем разные лампы


Проходит пара недель работы, от гитарного звука уже тошнит, но от макета уже можно получить что-то приличное. Лампа 12AX7 звучит интереснее, спорить тут сложно, у неё более сдержанная середина и не такой острый верх, но есть один серьёзный минус - цена. Сейчас средняя цена на 12AX7 примерно 800-900 рублей, ламп 6Н2П родина напиздрючила много и найти их можно даже по 40-50 рублей. Значит будем работать со схемой, чтобы максимально подобрать звук под 6Н2П.



После всех доработок схема выглядит примерно так.


Схема выглядит примерно так


6Н2П стала звучать даже интереснее, появилась специфическая острота в звуке. Добавлены два переключателя Def и Fat. Def - делает звук более напористым и ударным, Fat - добавляет жирности и вязкости, вместе два режима дают звук близкий к аппаратам Mesa, прости меня Богнер.



Очень не хотелось называть хорошее начинание по типу: BG-15, Хуй-33, СосиСочно-11. Было принято решение назвать его Devastator, аппарат жирный, мощный, напористый, но местами тупорылый как одноимённая вундервафля Харконненов из игры Dune - The Battle for Arrakis. Макет доработан, звук полностью устраивает. Как мне сказал один знакомый повар, кстати грузин: «Никогда не делай говно, которое сам есть не будешь». Переходим к моделированию.



Сначала я решил выбрать такой корпус.


Решил выбрать такой корпус


Планировалось разместить компоненты так.


Разместить компоненты так


Или так.


Или так


На стадии разработки платы, оказалось, что места категорически мало и выходит фигня. Самым логичным решением было подобрать другой корпус с приличным запасом свободного места.


Другой корпус с приличным запасом


Тут места уже хватало, даже кипятильник в виде стабилизатора получилось поставить подальше от электролитов, чтобы не ёбнули. Вроде всё выходит хорошо, начинаем разводить схему под новый размер корпуса.


Начинаем разводить схему


Всё бы хорошо, но на вид преамп выходит уёбищный и самый поганый мемент, затраты на новый корпус и плату сильно возросли. Решено вернутся к первому варианту, но немного увеличить хуй недорого в Москве 100% эффект корпус. Чтобы уменьшить плотность монтажа и снизить вероятность наводки, оба трансформатора отправились в отдельный блок питания.


Решено вернутся к первому варианту


Сразу понятно, что данный размер (120x100x35 мм) подходит практически идеально и всё можно развести на стандартной плате 100x70 мм.


Развести на стандартной плате


После монтажа вылез один неприятный момент, керамические конденсаторы не очень любят близость к себе подобным, монтаж вышел достаточно плотным и в звуке появилось мыло. Пришлось поменять почти всю керамику на плёнку, особенно в некоторых местах понравилась Wima, звук стал острее, но не потерял плотности.


Пришлось поменять почти всю керамику


Начинаем работу над корпусом, берём плотный картон и делаем макет. Подобный макет помогает нам избежать лишних затрат, металлический корпус на стадии проектирования можно просто запороть, а это один из самых дорогих элементов.


Начинаем работу над корпусом


Однако с данным размером тоже возникают проблемы. Во-первых, дизайн опять выходит уёбищный, Девастатор вундервафля топорная, но нужно сделать красиво, насколько это возможно. Во-вторых, корпус B023 имеет внутри направляющие, которые несколько усложняют сборку. Возвращаемся к корпусу G0473, собственно с него и начинали.


Возвращаемся к корпусу G0473


Чтобы не делать монтаж ещё плотнее, большой электролит последнего катода пришлось заменить на полимерный, было много вариантов, но именно полимер сохранил хорошую отдачу на низких. Параллельно основному макету был сделан ещё один, где я пытался превратить схему Богнера в Ректифаер, но в процессе понял, что занимаюсь хуйнёй и решил не заниматься хуйнёй. Стоит заметить, что часть экспериментов была полезной и схема получила некоторые доработки.


Работа над эквалайзером должна была быть достаточно сложной, изначально удачный звук легко испортить эквалайзером. Я решил включить мозг и сделать так: Подключаем преамп к компьютеру без тембрблока, рулим на компьютере необходимые параметры эквализации (тут можно рассчитывать только на уши), собираем тембрблок на макете, пропускаем через него белый шум и подгоняем макет под ранее полученные параметры.


Пропускаем через него белый шум и подгоняем макет


Практически всё готово, теперь ещё раз собираем макет на картоне и смотрим монтаж.


Теперь ещё раз собираем макет на картоне и смотрим монтаж


Продолжение следует...